1-12 ноября 2021 г. в Москве прошел IV Всероссийский съезд дефектологов

21-11-2021

11-12 ноября 2021 г. в Москве прошел IV Всероссийский съезд дефектологов, в котором приняли участие преподаватели дефектологического факультета Института детства.

Целью Съезда является анализ тенденций и оценка перспектив развития науки и практики российской дефектологии. В работе Съезда приняли участие почетные гости, официальные лица, представители органов исполнительной власти, делегаты от регионов, а также члены НКО.

Заседание круглого стола «Сохранение и развитие научно-педагогических школ в сфере коррекционной педагогики и коррекционной психологии» проходило под председательством директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Ларисы Павловны Фальковской и при участии заместителя директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Сергея Степановича Антонова.

Выступая по поручению  ректора МПГУ А.В. Лубкова,  директор Института детства, д.п.н. Анна Алексеевна Алмазова подчеркнула, что МПГУ имеет столетний опыт подготовки дефектологических кадров, широкий спектр научных школ. Уникальность сегодняшней ситуации заключается в наличии в структуре МПГУ профильных кафедр, обеспечивающих подготовку выпускников для работы с обучающимися с ограниченными возможностям здоровья всех выделенных нозологических групп. Научно-методическая и учебная работа осуществляется высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, активно идет работа по подготовке кадров высшей квалификации, осуществляется тесное сотрудничество с региональными вузами. Для решения государственных задач, связанных с развитием дефектологической подготовки в регионах, крайне важной является проработка механизмов сетевого взаимодействия, актуализация потенциала целевого набора и решение проблемы выделения бюджетных мест на заочное обучение в магистратуре и аспирантуре.

На брифинг-площадке «Непрерывное профессиональное развитие учителя-дефектолога в системе высшего и дополнительного образования» А.А. Алмазова в своем выступлении отметила, что МПГУ в настоящее время реализует проекты модернизации дефектологического образования, активно участвует в разработке концепций и стратегий образования, психолого-педагогического сопровождения и реабилитации лиц с ОВЗ в различных институциональных условиях. В рамках проекта «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» осуществлена разработка нескольких новых образовательных программ. Внедрение результатов проектной работы в практику подготовки дефектологических кадров и достижение целей модернизации дефектологического образования возможно при реализации ряда инициатив, среди которых – разработка ФГОС ВО по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», устанавливающего регламент разработки и реализации программ двухпрофильного бакалавриата и определяющего 5-летний срок подготовки выпускника, организация постоянно действующей площадки (учебно-методического совета) для обсуждения и консолидированного решения проблем подготовки дефектологических кадров.

IV Всероссийский съезд дефектологов 2021 г. расширил поле своего внимания. Впервые за всю историю проведения съездов дефектологов в нашей стране обсуждалась проблема социализации лиц с интеллектуальными нарушениями, достигших совершеннолетия.  На съезде работала экспертная сессия «Перспектива получения общего образования взрослыми с интеллектуальными нарушениями», одним из модераторов которой была к.п.н., доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства Тамара Николаевна Исаева.  В работе экспертной сессии было отмечено, что образование и развитие на протяжение всей жизни – основная ценность современного образования, которая в равной степени распространяется и на обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Реализация права на получение общего образования взрослыми данной категории требует своего решения не только на законодательном уровне, но и на уровне разработки программно-методического обеспечения, что и стало основным содержанием выступлений на секции ее участников.

В экспертной сессии «Организация образования детей раннего и дошкольного возраста (вопросы сопровождения семей)» выступила к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Наталья Викторовна Микляева. Наталья Викторовна обобщила прорывные точки в развитии дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за последние 5 лет, которые объединяются в нормативно-правовое, финансовое, межведомственное взаимодействие и методическое обеспечение образования.

На пленарном заседании второго дня съезда прошло награждение почетных участников Съезда в номинации «За личный вклад в развитие дефектологии». Одним из получателей награды стала д.психол.н., профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Любовь Ивановна Плаксина.

В результате работы IV Всероссийского съезда дефектологов были актуализированы вопросы создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации.

Автор: Сетевое сообщество учителей-логопедов ДОУ

Другие новости…