Анализ результатов муниципальной диагностики обучающихся 10 классов по биологии

25-05-2023

Аналитическая справка

 по результатам муниципальных диагностик

образовательных достиженийобучающихся 10-х классов

 

Диагностики образовательных достижений обучающихся 10-х классов в рамках сопровождения ФГОС СО проводилась отделом аналитической деятельности и мониторинговых исследований в образовании МАУ МООД “ИОМКР” в соответствии с приказом комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 07.04.2023 № 152 “ Об итоговых диагностиках в 4-10 классах ”.

Дата проведения:20.04.2023

 

2. Биология 10 класс (профильный уровень)

 

Массив:обучающиеся 10-х классов 8 общеобразовательных организаций Великого Новгорода – всего 60 человек, изучающих биологию на профильном уровне.

Диагностика проводилась с целью определения уровня подготовки обучающихся профильных 10-х классов по биологии и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Характеристика инструментария

Диагностическая работа охватывала содержание, включенное в учебно-методические комплекты по данному предмету, используемые в г. Великом Новгороде в 10-х классах:

 

Учебно-методические комплекты

ОО

1) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т.

СШ № 36, СОШ № 2

2) В.В. Пасечник / Под ред. Пасечника В. В. Биология. 10 класс. Углублённый уровень. М.: Просвещение, 2020

СОШ № 31, Гимназия «Новоскул»

3) В.К. Шумный, Г.М. Дымшиц,

А.О. Рувинский

Гимназия «Исток», Гимназия «Квант»

СОШ № 26

 

Каждый вариант диагностической работы состоял из 18заданий: 1 задания с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных, 13заданий с кратким ответом и 4 заданий с развёрнутым ответом.

Задания КИМ нацелены на проверку предусмотренных ФГОС СО видов деятельности: освоение понятийного аппарата курса биологии, понимание основных биологических закономерностей, решение задач по цитологии и генетике.

Максимальный первичный балл составляет 35 баллов.

Основные результаты диагностики

В диагностике участвовали 60обучающихся 10-х классов из 7 общеобразовательных организаций. Средний тестовый балл – 15,1 (43,1 % от максимального 35).

Распределение участников диагностики по полученным отметкам

Диаграмма 1

По результатам диагностической работы 7 десятиклассников (11,6 %) имеют недостаточный уровень подготовки по биологии, 60 % диагностируемого массива выпускников получили удовлетворительную отметку. Хорошее и отличное знание биологии продемонстрировали 28,4 % десятиклассников, участвовавших в диагностике.

 

Распределение участников диагностики по полученным тестовым баллам

 

 

Диаграмма 2

 

 

 

 

Сводная статистика по результатам тестирования

 

Анализ выполнения диагностической работы по контролируемым умениям

 

Проверяемые умения

Тип задания

S,%

1 вар

S,%

2 вар

1. Различать и описывать по внешнему виду (изображению), схемам и описаниям разнообразные биосистемы

В

38

58

2. Характеризовать сущность отраслей биологической науки

К

62

65

3. Использовать биологические модели для выявления особенностей реакций матричного синтеза

К

55

71

4. Различать по описаниям уровни организации биосистем

К

62

55

5. Характеризовать частнонаучные  методы в целях изучения биологических явлений и процессов

К

83

58

6. Различать и описывать по внешнему виду типы клеток и их органоиды

К

55

68

7. Распознавать неорганические вещества клетки

К

67

82

8. Выявлять причинно-следственные связи между составом, строением биополимеров и их функциями

К

79

66

9. Классифицировать объекты живой природы по разным основаниям

К

67

65

10. Выявлять причинно-следственные связи междуособенностями строения и жизнедеятельности прокариот и эукариот

К

64

35

11. Характеризовать сущность фотосинтеза

К

22

71

12. Характеризовать сущность пластического и энергетического обмена

К

28

58

13. Различать и описывать по внешнему виду фазу жизненного цикла клетки

К

31

23

14. Характеризовать процесс индивидуального развития организма (онтогенеза)

К

22

27

15. Выявлять причинно-следственные связи между строением и жизненным циклом вирусов

Р

49

32

16. Характеризовать биологические процессы митоза и мейоза

Р

24

30

17. Решать задачи разной сложности по цитологии

Р

13

9

18. Решать задачи разной сложности по генетике, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у растений и животных

Р

5

22

Анализ результатов выполнения работы показал наличие проблемных полей у обучающихся 10-х классов. С заданиями 2, 7, 8, 9 справились более 60% десятиклассников, участвовавших в диагностике. В задании 2 обучающиеся не различают предмет изучения анатомии и физиологии как отраслей биологии. Педагогам необходимо обратить внимание обучающихся на то, что анатомия изучает форму и строение органов организма, а физиология изучает функционирование клеток, тканей и органов организма. Десятиклассники хорошо различают макро и микроэлементы, а также химические элементы – органогены.

Более 65% обучающихся (задание 8) правильно установили связи между составом, строением биополимеров (глюкоза, целлюлоза, нуклеиновые кислоты) и их функциями. Возможно, десятиклассникам справиться с этим заданием помогают актуальные знания, полученные в курсе органической химии.

В среднем 66% участников диагностики верно классифицировали объекты живой природы по разным основаниям.

Выпускники хуже знают биологические методы исследования. Если метод центрифугирования известен 83% обучающихся, то метод меченых атомов верно определили 58% участников диагностики.

Обучающиеся понимают биологические модели для выявления особенностей реакций матричного синтеза (справляемость по вариантам 55 и 71%).

Более 55% участников тестирования различают по описаниям уровни организации биосистем. Отметим, что определение экосистемного уровеня жизни вызвало меньше затруднений, чем дифференцирование организменного уровня.

Задание 2 варианта.

4. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответ пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Уровень

Пример

Биогеоценотический

Пищевые цепи

?

Пищеварительная система человека

 

В качестве правильных ответов обучающиеся указывали «пищеварительный» и «органный» уровень жизни.

По вариантам 45% и 32% участников диагностики не смогли по рисунку определить органоид клетки и указать выполняемую им функцию. Причём узнать рибосому десятиклассникам оказалось сложнее, чем митохондрию. Распознавание объектов и процессов по рисункам часто вызывает трудности у обучающихся, поэтому необходимо регулярно включать задания такого типа в ходе изучения всего курса биологии.

Как и в предыдущие годы затруднения вызывают элементы содержания, изученные в курсе ботаники 5-6 класса. В задании 1 выпускники должны были выбрать признак не характерный для мхов и хвощей.

Задание 1 варианта.

1. Выберите признак, НЕ характерный для организма, изображённого на рисунке.

А) В жизненном цикле преобладает гаметофит.

Б) Является автотрофным организмом.

В) Размножается спорами.

Г) В жизненном цикле преобладает спорофит.

Возможно, произошло забывание обучающимися понятий гаметофит и спорофит и материал о высших споровых растениях требует повторения. Уровень сложности задания, безусловно повышает отрицание, частица не, которую некоторые выпускники не заметили. Возможно поэтому они выбирали вариант ответа «является автотрофным организмом».

При выполнении 10 задания выпускники должны были вспомнить особенности строения, среды обитания и типа питания бактериальной и эукариотической клетки.

Задание 2 варианта.

10. Установите соответствие между характеристикой клетки и организмом.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОРГАНИЗМ

А) имеет клеточную стенку из муреина

Б) клетка покрыта оболочкой – пелликулой

В) обитает в пресных водоёмах

Г) является паразитом человека

Д) имеет нуклеоид

Е) имеет макро- и микронуклеус

 

1) Палочка Коха

2) Инфузория-туфелька

 

Справляемость с заданием по вариантам составила 64% и 35%. Возможно, затруднения у обучающихся, выполнявших 2 вариант работы, вызваны тем, что бактериальная клетка представленная палочкой Коха - возбудителем туберкулёза, малоизвестна десятиклассникам.

По сравнению с прошлым годом (36 % и 13 %) увеличился процент выпускников, понимающих сущность и последовательность этапов фотосинтеза (22% и 71%).

На протяжении трёх лет остаётся сложным задание 12, проверяющее умение характеризовать сущность пластического и энергетического обмена. Обучающиеся путаются в терминах анаболизм и катаболизм и процессах, характерных для этих видов обмена.

70% участников тестирования невыполнили задание 13, которое проверяло умение различать по внешнему виду фазу жизненного цикла клетки. Распознавание процесса по рисунку является сложным на любом этапе изучения биологии и для успешного выполнения требует постоянной тренировки.

Более 70% выпускников затрудняются в определении тканей и органов, образующихся из соответствующих зародышевых листков.

Более 50% участников диагностики не смогли определить функции составных частей вируса.

По сравнению с прошлым годом вновь понизилась справляемость с задачами по цитологии и генетике. Так, в 2022 году их выполнили 56 и 64 % участников тестирования. В этом году процент выполнения 5% и 22%.

Таким образом, при изучении биологии на профильном уровне необходимо уделить внимание формированию умения использовать биологические модели, различать и описывать по рисунку, схеме типы клеток и их органоиды, фазы жизненного цикла клетки, характеризовать сущность пластического и энергетического обмена, решать биологические задачи по цитологии и генетике.

Автор: Учителя биологии

Другие новости…